Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Комплексное развитие территорий в Санкт-Петербурге в 2025 году

Ранее в 2022 году я публиковал статью о комплексном развитии территорий (далее – КРТ) в Санкт-Петербурге, в которой изложил основные тезисы, касающиеся реализации КРТ в Санкт-Петербурге. Однако ситуация может измениться в более лучшую сторону.

13.11.2024 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга № 652-151, согласно которому действие ст. 14-3 – 14-5 Закона Санкт-Петербурга от 28.10.2009 года № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» приостановлено до 01.01.2026. Соответственно, реализация КРТ на территории Санкт-Петербурга пока приостановлена.

24.10.2023 Законодательное Собрание Санкт-Петербурга внесло законопроект, касающийся уточнения положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части наделения Санкт-Петербург полномочиями самостоятельно определять территорию предоставления равнозначного возмещения собственникам квартир (жилых помещений). Под равнозначным возмещением понимается предоставление взамен другой квартиры (жилого помещения), либо возмещение в денежной форме.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/467032-8

Законопроект вызывает много вопросов, которые касаются, прежде всего, добросовестности властей Санкт-Петербурга, которые будут реализовывать программу КРТ, но в целом в нем есть корректные условия, которые нацелены на защиту прав и законных интересов круга лиц, которые могут претендовать на равноценное возмещение в виде квартиры (жилых помещений) на территории микрорайона проживания.

В частности, предусматривается изменение механизма проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) по вопросу о включении МКД в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию. Теперь общее собрание собственников помещений в МКД может быть созвано по инициативе не менее 10% от общего числа таких собственников – физических лиц.

Предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления предельного срока проведения общих собраний собственников МКД, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в проект решения о КРТ. Предельный срок для проведения таких общих собраний предлагается устанавливать нормативным актом субъекта и не может быть менее 1 месяца.

Немаловажным позитивным изменением предлагается исключение презумпции включения в программу КРТ домов, по которым собственниками не принято решение о включении в КРТ. Простыми словами, если общие собрания собственников помещений в МКД не состоятся в установленный законом или нормативным актом субъекта Российской Федерации, то такой дом не включается в решение о КРТ.

Критически можно оценить право императивного определения городом территории, в пределах которой собственник (наниматель) квартиры (жилого помещения) может потребовать предоставления равнозначного квартиры (жилого помещения). В этом случае могут возникнуть ситуации, когда город будет заинтересован в некотором роде «выселении» собственников квартир (жилых помещение) за пределы микрорайона, в котором, условно говоря, этот собственник родился, вырос и продолжает жить. Дискуссионный вопрос, но я уверен, что сам процесс реализации программы КРТ будет реализовываться с учетом мнений жителей моего города. Время покажет.

В целом, законопроект, который свидетельствует о подготовке властей Санкт-Петербурга к длительному периоду реализации КРТ, уже выходит на завершающую стадию. Частично учтено общественное мнение, сформировавшееся за период проведения общественных слушаний, но пока четкого понимания механизмов реализации предоставления равнозначного жилья нет.

Пока законопроект находится на рассмотрении в первом чтении Государственной Думы Российской Федерации и уже претерпел несколько изменений. Не исключено, что 2026 год станет началом реализации программы комплексного развития территорий Санкт-Петербурга.

Напомню, что информация о территориях КРТ будет отражена в карте градостроительного зонирования (Генеральный план Санкт-Петербурга), который является приложением к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Территории, в границах которых предусматривается осуществление КРТ, определены Приложением № 6 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга (п. 1.2.3.5. Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга).
Карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга размещена на сайте градостроительного портала Санкт-Петербурга: https://portal.kgainfo.spb.ru/KGAMap/.

Дополнительно, есть информационный сервис «Карта реновации в Санкт-Петербурге», где вы можете ознакомиться с списком домов, подпадающих по КРТ: https://gogov.ru/articles/renovation-map-spb
Однако, информация, указанная на данном информационном сервисе требует фактического уточнения.

Дополнительную информацию о КРТ можно получить, обратившись ко мне за консультацией.