В настоящее время в России формируется успешная правоприменительная практика в части увеличения стоимости работ по государственным контрактам, заключенным в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013) на выполнение проектно-изыскательских работ.
В частности, речь идет об увеличении стоимости государственного контракта на сумму фактических расходов подрядных организаций на проведение государственной экспертизы проектной документации.
Как правило, на стадии закупки участники конкурса могут ознакомиться с конкурсной документации, где указаны расчеты стоимости работ по государственному контракту (начальная максимальная цена контракта). Как правило, в них указана сумма фактических расходов подрядной организации по прохождению государственной экспертизы проектной документации.
Нередки случаи, когда при обращении в учреждения, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации, стоимость экспертизы существенно отличается, нежели от той, которая была изначально заложена в государственном контракте.
В этом случае можно увеличить стоимость государственного контракта в том числе судебном порядке.

Между ООО «ГЕО-ПРОЕКТ» (Подрядчик) и ФКУ Упрдор «Черноморье» (Заказчик) заключен государственный контракт № 17/20/ПИР от 05.10.2020 на выполнение проектно-изыскательских работ.
Первоначально по двум объектам из трех сумма расходов ООО «ГЕО-ПРОЕКТ» была заложена в размере 1 514 506,00 рублей.
Однако, при обращении в ФАУ «Главгосэкспертиза России» действительная стоимость экспертизы составила 11 688 415,36 рублей.
Поскольку ФКУ Упрдор «Черноморье» в добровольном порядке отказалось от изменения условий государственного контракта, ООО «ГЕО-ПРОЕКТ» было вынуждено обратиться в суд за защитой своих прав с исковым заявлением об изменении условий государственного контракта (увеличение стоимости государственного контракта).
При удовлетворении иска Арбитражный суд Краснодарского края руководствовался в том числе следующим:
- Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 не содержит запрета на изменение в судебном порядке условий государственного контракта в связи с существенным изменением условий его исполнения.
- На момент заключения государственного контракта стоимость государственной экспертизы проектной документации не была включена в полном объеме, что является основанием для изменения условий государственного контракта в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, поскольку размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации устанавливается в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145.
- Исполнение государственного контракта на первоначальных условиях приведет к нарушению баланса имущественных интересов сторон, поскольку несение расходов на прохождение государственной экспертизы проектной документации не предполагает какого-либо извлечения прибыли для ООО «ГЕО-ПРОЕКТ», носит компенсационный характер.
- Проведение государственной экспертизы проектной документации, разработанной ООО «ГЕО-ПРОЕКТ» ни по поручению ФКУ Упрдор «Черноморье», ни по поручению кого-либо из третьих лиц не будет произведено экспертным учреждением за предусмотренную государственным контрактом цену.
Итог: исковое заявление ООО «ГЕО-ПРОЕКТ» удовлетворено.
Вывод: в работе с государственными заказчиками по Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 необходимо обеспечивать надлежащее обоснование своих требований в части увеличения стоимости государственного контракта на расходы по прохождению государственной экспертизы проектной документации.
Исходя из уже из моей практики судебных споров по увеличению стоимости государственного контракта, шансы удовлетворения исков такого рода значительные, если обеспечивается надлежащее правовое сопровождение этапов исполнения государственного контракта, в том числе досудебное урегулирование вопроса и непосредственное обращение в суд с иском об увеличении стоимости государственного контракта.
Более подробную информацию о возможности увеличить стоимость государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ можно получить у меня в консультации.
Срок судебного разбирательства: 6 месяцев.
Апелляционное обжалование: апелляционная жалоба возвращена заявителю, так как подана после вступления решения суда первой инстанции в силу.
Ссылка на дело: https://kad.arbitr.ru/Card/66fbc6c0-1f01-414b-b600-1e0a5224c22f
Ссылка на решение: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/66fbc6c0-1f01-414b-b600-1e0a5224c22f/d5fd39f5-aa05-4af9-946c-ffdd5e9040ef/A32-28981-2024_20240918_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True