Статья актуальна по состоянию на 04.08.2023 г. с учетом изменений законодательства. За дополнительными разъяснениями можно обратиться на консультации.
Дополнительные сведения, связанные с мобилизацией, можно (и нужно!) уточнять из информационного источника: объясняем.рф (ссылка).
Обращаю Ваше внимание, что данная статья не является какой-либо инструкцией по уклонению от частичной мобилизации, либо уклонением от вручения повестки. В статье, с учетом мнения автора, представлен анализ действующего законодательства, который регламентирует порядок реализации мероприятий, в том числе и по частичной мобилизации.
Вопросы, которые рассматриваются в настоящей статье:
1. Призыв граждан на военную службу по частичной мобилизации.
2. Способы вручения повестки. Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата.
3. Основания для увольнения в период частичной мобилизации.
4. Отсрочка от призыва на военную службу по частичной мобилизации (общие условия).
5. Отсрочка от призыва на военную службу по частичной мобилизации (дополнительная информация).
6. Ответственность за уклонение от мобилизации (по состоянию на 24.04.2023 г.).
Время прочтения статьи: 7 минут.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 647 (далее – Указ Президента РФ № 647), в Российской Федерации объявлен призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (частичная мобилизация).
Указ Президента РФ № 647 установил, что мобилизованные граждане имеют статус военнослужащих по контракту (денежное содержание идентично военнослужащим по контракту).
Когда закончится частичная мобилизация?
Мнение автора статьи: Решение об окончании частичной мобилизации будет принято Президентом Российской Федерации путем издания соответствующего указа.
Основные регуляторы частичной мобилизации:
1) Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизации).
2) Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о военной службе).
3) Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон об обороне).
1. Призыв граждан на военную службу по частичной мобилизации.
В соответствии со ст. 17 Закона о мобилизации, призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в соответствии с федеральными законами – Законом об обороне и Законом о военной службе.
Категории граждан, подлежащих частичной мобилизации, определены Законом о военной службе и Указом Президента РФ № 647.
Согласно ст. 53 Закона о военной службе граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:
Составы запаса (воинские звания) | Возраст граждан, пребывающих в запасе | ||
Первый разряд | Второй разряд | Третий разряд | |
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы | до 40 лет | до 50 лет | до 55 лет |
Младшие офицеры | до 50 лет | до 55 лет | до 60 лет |
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга | до 55 лет | до 60 лет | до 65 лет |
Полковники, капитаны 1 ранга | до 60 лет | до 65 лет | |
Высшие офицеры | до 65 лет | до 70 лет |
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные — до достижения ими возраста 45 лет.
N.B. Выводы о том, что подлежат частичной мобилизации граждане только из первого разряда – неверный (прим. автора статьи).
Обратите внимание на изменения и переходные положения (ссылка).
2. Способы вручения повестки. Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата.
Согласно ст. 31 Закона о военной службе, граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации (так как Закон о мобилизации прямо отсылает к процедуре, описанному в Законе о военной службе), обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место.
Способы вручения повесток гражданам:
1. Письменный способ:
— заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства (пребывания);
— личное вручение работниками военного комиссариата по месту жительства (перебывания);
— личное вручение по месту работы (учебы) руководителями или другими ответственными должностными лицами (работниками) организаций.
Повестки военного комиссариата, направленные в письменной форме по почте гражданам, подлежащим призыву на военную службу, считаются врученными под расписку в день доставки (вручения) соответствующих заказных писем указанным гражданам при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) заказного письма гражданину.
2. Электронный способ:
— размещение в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе (Госуслуги, в том числе региональные порталы Госуслуг).
Повестка в электронной форме направляется гражданину, подлежащему призыву на военную службу, в порядке и способами, которые установлены Правительством Российской Федерации, и считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе.
N.B. В случае, если повестка не считается врученной одним из вышеуказанных способов, повестка считается врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в Реестре повесток в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Имеют ли право вручать сотрудники полиции повестки?
Обязанности должностных лиц органов внутренних дел в сфере законодательства о воинской обязанности и военной службе определены п. 3 ст. 4 Закона о воинской службе, к которым относятся, в том числе и осуществление розыска и при наличии законных оснований осуществление задержание граждан, уклоняющихся от получения повестки.
Сотрудники полиции вправе осуществлять задержание граждан, неисполняющих обязанности по воинскому учету (в том числе по получению повестки), а также, по мнению автора статьи, доставлять в военные комиссариаты. Вопрос по вручению повесток остается открытым в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007 г. «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», который является действующим и наделяет таким правом сотрудников полиции.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о военной службе уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:
— заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, определены в ст. 7.1 Закона о воинской службе.
Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда такая повестка считается врученной, в качестве временной меры, направленной на обеспечение их явки по повестке, запрещается выезд из Российской Федерации.
Решение о запрете выезда из Российской Федерации размещается в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (далее – Реестр воинского учета). Дополнительно, решение направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также отражается в Реестре воинского учета.
Также, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку, в течение суток со дня, когда такая повестка считается врученной, направляется предупреждение о применении в отношении из временных мер, направленных на обеспечение их явки, по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке. Способ вручения предупреждения идентичен способу вручения решения о запрете выезда из Российской Федерации.
В случае неявки без уважительной причины гражданина, состоящего на воинском учете, по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение в отношении такого гражданина временных мер:
а) запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
б) запрета на постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
в) приостановки на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
г) ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами, предоставленным Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
д) запрета на государственную регистрацию транспортных средств, осуществляемую в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
е) отказа в заключении кредитного договора, договора займа.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Основания для увольнения в период частичной мобилизации.
В соответствии с Указом Президента РФ о мобилизации:
— по возрасту — по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
— по состоянию здоровья — в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Дополнительно стоит обратить внимание на ст. 17 Закона о мобилизации, которая предусматривает возможность для военнообязанных граждан женского пола, подпадающих под частичную мобилизацию, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы.
4. Отсрочка от призыва на военную службу по частичной мобилизации (общие условия).
В соответствии со ст. 18 Закона о мобилизации, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 статьи ст. 18 Закона о мобилизации, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
Дополнительно: директива об отсрочке от призыва для отцов троих детей младше 16 лет по-прежнему действует (ссылка на источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63d785169a7947830638ef9c РБК). Информация законодательно не подтверждена и требует подтверждения (прим. автора статьи).
5. Отсрочка от призыва на военную службу по частичной мобилизации (дополнительная информация).
По состоянию на 21.10.2022 г.:
5.1 В соответствии с Указом Президента РФ от 24.09.2022 г. № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» (ссылка) отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения:
а) в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки);
б) в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре;
в) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки), расположенных на территориях инновационных научно-технологических центров;
г) в духовных образовательных организациях по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Ссылка на .pdf: Указ Президента РФ №664 от 24.09.2022
5.2 Информация от Министерства обороны Российской Федерации (ссылка).
Для обеспечения работы отдельных высокотехнологических отраслей, а также финансовой системы Российской Федерации принято решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающих:
— в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и задействованным в разработке, развитию, внедрению, сопровождению и эксплуатации решений в области информационных технологий и обеспечения функционирования информационной инфраструктуры;
— в российских операторах связи и задействованным в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования сооружений связи, центров обработки данных, а также средств и линий связи общего пользования Российской Федерации;
— в системообразующих организациях в сфере информации и связи, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем и (или) редакцией и (или) издателем зарегистрированного средства массовой информации и (или) вещателем телеканала, радиоканала и задействованных в производстве и (или) распространении продукции средств массовой информации;
— в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение.
Основанием для освобождения от привлечения граждан к призыву на военную службу по мобилизации будут считаться списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций по установленной форме в Генеральный штаб ВС РФ.
Решение о непривлечении к мобилизации из вышеуказанных отраслей принимает Министерство обороны Российской Федерации.
Ссылка на .pdf: Информация от МО РФ
5.3 Постановлением Правительства Российской Федерации № 1725 от 30.09.2022 г. (ссылка) утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, согласно которым право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» предоставляется следующим категориям граждан Российской Федерации — руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа (далее — граждане).
Решение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам призывными комиссиями (в военных комиссариатах) по мобилизации граждан на основании списков граждан, направляемых руководителями организаций.
Ссылка на .pdf: Постановление Правительства РФ №1725 от 30.09.2022
6. Ответственность за уклонение от мобилизации (по состоянию на 21.10.2022 г.).
На текущий период в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о мобилизации и п. 1 ст. 7 Закона о воинской службе, предусмотрена ответственность граждан за неисполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
В соответствии с действующим законодательством, гражданин, уклоняющийся от мобилизации, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету», которая предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей.
Обращаю Ваше внимание, что в ч. 1 ст. 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» также подходит для привлечения к ответственности за неисполнение обязанностей Закона о мобилизации и Закона о воинской службе, но, в силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», применяется только к гражданам мужского пола, достигшим возраста 18 лет, состоящим или обязанным состоять на воинском учете и не пребывающим в запасе, подлежащим в установленном законом порядке призыву на военную службу (далее — призывники).
Однако, в текущей обстановке дел, в перспективе возможно изменение субъектного состава по ч. 1 ст. 328 УК РФ, что в принципе логично. Более того, в свете некоторых событий (пример, ссылка: https://www.rbc.ru/politics/07/10/2022/634004b69a794749b8f7445a РБК), не исключено, что законодатель, при проработке данной статьи, может внести изменения в субъектный состав и применить их с 21.09.2022 г.
Вывод автора: реформа законодательства в военной сфере недостаточна и требует дополнительной проработки. Создание Реестра воинского учета – нужный и необходимый шаг, который, помимо актуализации данных о военнообязанных граждан, позволит оптимизировать работу военных комиссариатов. Общество шагнуло далеко вперед в информационном развитии. Информатизация военного учета закономерна.
Остается непроработанным вопрос правоприменительной практики по введению в отношении граждан временных мер в соответствии со ст. 7.1 Закона о военной службе. Полагаю, что она должна быть единообразной и не нарушать права и интересы граждан. Как она будет реализовываться в текущих реалиях, увидим чуть позже.
Порядок обжалования действий (бездействий) военных комиссариатов (должностных лиц) стал более сложным. Необходимо оптимизировать процедуру обжалования и сделать её более понятной и прозрачной для граждан.
Надеюсь, данная статья будет полезна для Вас.
С Уважением,
А.М. Минкевич
